пятница, 28 октября 2016 г.

«Работаем над звукопроизношением».


Наиболее заметным дефектом в дошкольном возрасте является нарушение звукопроизношения. Постановку звуков, как правило, осуществляет логопед, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители.
Многолетняя логопедическая практика позволила установить определенный порядок автоматизации звуков. Каждый поставленный звук сначала отрабатывается в слогах различных типов:
     -прямых, например, СА;
     -обратных – АС;
     -со стечением согласных - АСТ, СКА.
 Для этого можно использовать игры:
«Пальчики здороваются» (соединять поочередно большой палец с остальными, одновременно произнося слоги,
- «Говорящие шаги» (сочетать проговаривание слогов с шагами по комнате, улице,
«Пальчики гуляют» (имитировать пальцами шаги по столу, одновременно произнося заданные слоги) и т. п.
Далее осуществляется работа со словами и только потом в развернутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком.
Однако при выполнении домашних заданий детям и родителям приходится использовать речевой материал без опоры на картинки. Поэтому необходимо максимально разнообразить работу над автоматизацией звуков. С этой целью были разработаны дидактические игры и упражнения.
Кроме традиционного повторения слов за взрослым, можно предложить ребенку запомнить и воспроизвести группу слов (4-5) – игра «Запомни-повтори». Для этой игры хорошо использовать слова, созвучные друг с другом, например, СОК-НОСОК-ПЕСОК, и т. п.
Следующей игрой, в которой слова используются в начальной форме, является игра «Мой, моя, моё, мои». От ребенка потребуется подобрать слова к данным местоимениям и проговаривать полученные сочетания, четко произнося нужный звук. Слова для подбора проговаривает взрослый небольшими группами (5-10 слов).
Однако, не стоит забывать и о таких компонентах речи, как слоговая структура слова и грамматический строй речи. Корректировать недостатки этих сторон речи совместно с автоматизацией звуков можно при помощи игр:
ü «Один - много»,
ü «Назови ласково»,
ü «Большой – маленький – огромный»,
ü «Закончи предложение»,
ü «Семейка слов»,
ü  «Веселый счет». 

В ходе этих игр слова, предложенные взрослым, ребенок должен изменить по падежам (например, СОК-СОКИ; НОС-НОСОВ; один КОМПАС, два КОМПАСА, три КОМПАСА и т. д., образовать новые слова (ПОСОХ-ПОСОШОК; СОМ-СОМИК-СОМИЩЕ; ЛЕС- ЛЕСОК, ЛЕСОВИК, ЛЕСНЫЕ, ЛЕСНИК).
Работу над слоговой структурой слов удобно осуществлять в играх «Прошагаем слова», «Телеграф». Здесь задачей ребенка деление на слоги слов, предъявляемых взрослым. Очень удобны эти игры тем, что речь в них сопряжена с движением, т. е., дети могут немного размяться в ходе выполнения задания.
Коррекционная работа в логопедической группе проводится по тематическому плану, т. е., все занятия и режимные моменты подчиняются определенной теме, например, «Игрушки», «Профессии» и т. д. Каждая тема изучается в течение недели, это тоже можно использовать при автоматизации звука: предложить ребенку назвать игрушки со звуком С в названиях (скакалка, пистолет, вспомнить вместе стихи об этих игрушках, придумать чистоговорки с названиями игрушек (Ани-ани-ани - мы купили сани.) .
Так как мы заговорили о стихах, нужно отметить, что, приступая к заучиванию стихотворных и прозаических текстов, необходимо сначала отработать с ребенком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук. Приступая к работе над текстом, обязательно дайте ребенку установку на то, что его речь должна быть четкой, неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука. К этой работе можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях.
Именно постепенность и последовательность обеспечат автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи, и, кроме того, позволят провести профилактику нарушений письма и чтения, не создавая дополнительной нагрузки на ребенка.

 ЖЕЛАЮ   УДАЧИ !

Комментариев нет:

Отправить комментарий