Наиболее заметным
дефектом в дошкольном возрасте является нарушение звукопроизношения. Постановку
звуков, как правило, осуществляет логопед, а вот работу по автоматизации
(закреплению) звука вполне могут проводить родители.
Многолетняя
логопедическая практика позволила установить определенный порядок автоматизации
звуков. Каждый поставленный звук сначала отрабатывается в слогах различных
типов:
-прямых, например, СА;
-обратных – АС;
-со стечением согласных -
АСТ, СКА.
Для этого можно использовать игры:
- «Пальчики здороваются»
(соединять поочередно большой палец с остальными, одновременно произнося слоги,
- «Говорящие шаги» (сочетать проговаривание
слогов с шагами по комнате, улице,
- «Пальчики гуляют»
(имитировать пальцами шаги по столу, одновременно произнося заданные слоги) и
т. п.
Далее
осуществляется работа со словами и только потом в развернутой речи (в
предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных
автоматизируемым звуком.
Однако при
выполнении домашних заданий детям и родителям приходится использовать речевой
материал без опоры на картинки. Поэтому необходимо максимально разнообразить
работу над автоматизацией звуков. С этой целью были разработаны дидактические
игры и упражнения.
Кроме
традиционного повторения слов за взрослым, можно предложить ребенку запомнить и
воспроизвести группу слов (4-5) – игра «Запомни-повтори». Для этой игры хорошо
использовать слова, созвучные друг с другом, например, СОК-НОСОК-ПЕСОК, и т. п.
Следующей игрой, в
которой слова используются в начальной форме, является игра «Мой, моя, моё,
мои». От ребенка потребуется подобрать слова к данным местоимениям и
проговаривать полученные сочетания, четко произнося нужный звук. Слова для
подбора проговаривает взрослый небольшими группами (5-10 слов).
Однако, не стоит
забывать и о таких компонентах речи, как слоговая структура слова и
грамматический строй речи. Корректировать недостатки этих сторон речи совместно
с автоматизацией звуков можно при помощи игр:
ü
«Один
- много»,
ü
«Назови
ласково»,
ü
«Большой
– маленький – огромный»,
ü
«Закончи
предложение»,
ü
«Семейка
слов»,
ü
«Веселый счет».
В ходе этих игр
слова, предложенные взрослым, ребенок должен изменить по падежам (например,
СОК-СОКИ; НОС-НОСОВ; один КОМПАС, два КОМПАСА, три КОМПАСА и т. д., образовать
новые слова (ПОСОХ-ПОСОШОК; СОМ-СОМИК-СОМИЩЕ; ЛЕС- ЛЕСОК, ЛЕСОВИК, ЛЕСНЫЕ,
ЛЕСНИК).
Работу над
слоговой структурой слов удобно осуществлять в играх «Прошагаем слова»,
«Телеграф». Здесь задачей ребенка деление на слоги слов, предъявляемых
взрослым. Очень удобны эти игры тем, что речь в них сопряжена с движением, т.
е., дети могут немного размяться в ходе выполнения задания.
Коррекционная
работа в логопедической группе проводится по тематическому плану, т. е., все
занятия и режимные моменты подчиняются определенной теме, например, «Игрушки»,
«Профессии» и т. д. Каждая тема изучается в течение недели, это тоже можно
использовать при автоматизации звука: предложить ребенку назвать игрушки со
звуком С в названиях (скакалка, пистолет, вспомнить вместе стихи об этих
игрушках, придумать чистоговорки с названиями игрушек (Ани-ани-ани - мы купили
сани.) .
Так как мы
заговорили о стихах, нужно отметить, что, приступая к заучиванию стихотворных и
прозаических текстов, необходимо сначала отработать с ребенком произношение
слов, содержащих автоматизируемый звук. Приступая к работе над текстом,
обязательно дайте ребенку установку на то, что его речь должна быть четкой,
неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука. К этой
работе можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий
звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях.
Именно
постепенность и последовательность обеспечат автоматизацию поставленных звуков
в спонтанной речи, и, кроме того, позволят провести профилактику нарушений
письма и чтения, не создавая дополнительной нагрузки на ребенка.
ЖЕЛАЮ
УДАЧИ !
Комментариев нет:
Отправить комментарий