"Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"
Совершенно очевидна
актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление
нарушений и их активное устранение.
Формирование правильной
осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста.
Правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и
его отдельных систем. При неправильной осанке особенно страдают органы дыхания:
сдавливаются верхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается
правильное дыхание, (оно становится поверхностным), снижается жизненная емкость
легких и подвижность грудной клетки. Все это приводит к более частым
заболеваниям дыхательных путей.
Почему
у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно,
к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости
ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета
"интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного
тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку
в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику
дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы
в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные
боли и боли в мышцах туловища.
Осанка формируется
с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц,
состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного
аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.
Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки,
а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит
к дальнейшему ухудшению физического развития.
Следует помнить, что
лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
"Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство
не в состоянии заменить движение".
Поскольку на рост и
формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и
сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении,
стоянии, ходьбе.
Важно, чтобы игры и
двигательная активность дошкольника не способствовали ухудшению осанки, а
наоборот, работали на укрепление мышц спины и пресса. Для этого важно соблюдать
несколько простых правил:
1.
Питание должно быть сбалансированным. Исключите вредные продукты из рациона
(чипсы, колу, полуфабрикаты и т.п.). Давайте ребенку больше овощей и фруктов, а
также пищу, богатую белками (мясо, злаковые, куриные яйца). Весной и осенью
занимайтесь укреплением иммунитета.
2.
Ежедневные прогулки на свежем воздухе. Это не только двигательная
активность, которая помогает развить выносливость организма и укрепить мышцы,
но и приток свежего кислорода к клеткам всех органов и частей тела, в том числе
и позвоночника.
3.
Правильное рабочее место. Стол и стул, где ребенок сидит и занимается
лепкой из пластилина, рисованием, чистописанием или другими делами, должен
соответствовать его росту и возрасту. Ноги должны стоять ступнями на полу, а не
висеть, угол в коленях должен быть 90 градусов. Когда ребенок сидит, следите,
чтобы он прямо держал спину, не закидывал ногу на ногу, не скручивал туловище
ни в какую сторону, не подпирал голову рукой. Также следите за освещением – оно
должно быть достаточно ярким, но не ослепляющим.
4.
Физическая активность. При регулярных занятиях спортом мышцы всего тела
укрепляются, спинные мышцы становятся крепче и лучше держат позвоночник.
Ребенка можно отдать на плавание, футбол, баскетбол, хоккей, танцы, легкую
атлетику.
5.
Особенно внимательными следует быть родителям, чьи дети играют на
инструментах (гитара, скрипка и т.д.). Часто у них бывает искривление
позвоночника в ту сторону, в которую больше наклонено и повернуто тело при
игре. Например, скрипачи нередко испытывают проблемы с верхним отделом
позвоночника, а у гитаристов одно плечо бывает выше другого. Такой ребенок
должен больше двигаться и заниматься чем-то еще помимо музыки, чтобы укрепить
мышечный корсет. Отдайте его в какую-нибудь спортивную секцию или заставляйте
по утрам делать зарядку для укрепления спины.
6.
Правильная кровать. Для дошкольников и школьников лучше выбирать
специальные ортопедические матрасы средней жесткости. Слишком мягкий матрас
спровоцирует искривление позвоночника, а очень жесткий будет неудобен. То же
самое касается подушки – она должна соответствовать возрасту ребенка, не быть
слишком пышной и высокой.
7.
Хорошо укрепляют мышцы спины и рук висы на турнике. Пусть ребенок висит на
турнике во время прогулки, пытается подтянуться.
Обращать внимание на осанку ребенка и заниматься профилактикой ее нарушений
нужно уже с четырехлетнего возраста. Обращайте внимание на то, как он сидит за
столом и ходит, поправляйте по мере необходимости. Следите, чтобы он не сидел в
одном положении более получаса, лучше пусть сменит вид деятельности (например,
порисовал полчаса – потом пусть поиграет в подвижную игру).
Если вы заметили, что осанка начала нарушаться, обратитесь к детскому
врачу. Возможно, вас направят на массаж спины или пропишут ношение специального
детского корсета. На ранних стадиях все искривления можно легко убрать, тем
более детский позвоночник еще не затвердел окончательно и его положение
поддается коррекции.
Главным
действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и
своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования
правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С
этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении
на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза
при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше
локтя опущенной руки ребёнка. Высота
стула не должна превышать
в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить
скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под
прямым углом. Садиться на
стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя
поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно
быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
5-7 летнего возраста.
Построение в шеренгу. Встать в положение
"основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут,
ноги выпрямлены.
|
Показать правильное положение в основной
стойке. Исправить осан-ку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
|
Упражнения в ходьбе по кругу
|
|
Обычный шаг с сохранением пра-вильной
осанки (25-30 шагов).
|
Стоя вне круга, проверить и исправить
осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.
|
"Журавлик". Ходьба с высоким
подниманием бедра (руки на по-ясе) 20-25 шагов.
|
Следить за правильным положе-нием тела:
спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.
|
"Вырастаем большими". Ходьба
на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.
|
Следить за тем, чтобы колени и лопатки
были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
|
"Мишка косолапый". Ходьба на
наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка
косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо
Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".
|
Следить за тем, чтобы дети держа-ли
спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на на-ружный край
стопы, слегка приво-дя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти
отводить назад. При выполнении упражне-ния рекомендуется, чтобы дети хо-ром произносили
стихи.
|
Ходьба с ускорением и перехо-дом в бег.
Ходьба с последующим замедле-нием.
|
Следить за тем, чтобы дети бежа-ли легко
на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за
правильностью осанки детей.
|
Дыхательное упражнение. Отводя плечи
назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.
|
Вдох глубокий через нос. Выдох - через
губы, сложенные трубочкой.
|
Упражнения в положении "стоя"
|
|
"Воробышек". Круги назад 6-8
раз согнутыми в локтях руками.
|
Отводя локти назад, сближать лопатки.
|
"Лягушонок". Из И. П. - ноги
на ширине плеч, руки перед гру-дью. Привести кисти к плечам (ладони вперед,
пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз).
|
В положении "кисти к плечам"
локти должны быть прижаты к бокам.
|
"Большие круги". Круги назад
выпрямленными в стороны ру-ками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.
|
Следить за тем, чтобы дети не опускали
руки ниже уровня плеч.
|
"Мельница". Поочередное
приве-дение рук за затылок и спину (6-8 раз).
|
Плечи развернуты, локти отведе-ны назад,
голова прямо.
|
"Резинка". Разгибая в локтях
со-гнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук
"ш-ш-ш" - выдох.
|
При отведении рук в стороны сближать
лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.
|
"Вместе ножки - покажи
ладош-ки". Поднимаясь на носки, отвес-ти плечи назад и повернуть ладо-ни
вперед. Вернуться в И. П., рас-слабляя мышцы рук (4-6 раз).
|
Держать спину ровно и не выпя-чивать
живот.
|
"Потягивание". Подняться на
носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И.
П., расслабив руки (4-8 раз).
|
Плечи развернуты, колени вып-рямлены,
живот подтянут.
|
Упражнения в положении "лежа на
спине"
|
|
"Здраствуйте-прощайте". Сжать
кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа.
(6-8 раз).
|
При оттягивании носков рекомен-дуется
слегка разводить пятки.
|
"Волна". Согнуть ноги и
подтя-нуть колени к животу. Выпря-мить. Пауза 3-5 сек. и отпус-тить ноги (4-6
раз).
|
Следить за тем, чтобы локти были прижаты
к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,,
|
"Пляска". И. П. - лежа, руки
под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8
раз).
|
Следить за тем, чтобы локти были прижаты
к коврику.
|
Упражнения в положении "лежа на
животе"
|
|
"Воробышек". Круги назад
лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.
|
Голова приподнята.
|
"Рыбка". Поднять голову и
отве-сти плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек.
Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).
|
Следить за тем, чтобы дети не
прогибались в пояснице.
|
"Лягушонок". Руки из-под
под-бородка привести к плечам ладо-нями вперед. Поднять голову и развести
ноги. Медленно вер-нуться в И. П. (6-8 раз).
|
|
Построение, ходьба обычным ша-гом (1-2-3
круга).
|
Проверка правильности осанки в положении
"стоя" и в движении.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий