Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с общим недоразвитием речи. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовом процессе, в рисовании, конструировании.
К концу дошкольного, началу младшего школьного возраста у детей с общим недоразвитием речи формируются такие знания о пространстве:
К концу дошкольного, началу младшего школьного возраста у детей с общим недоразвитием речи формируются такие знания о пространстве:
- форма (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал);
- величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам);
- протяжённость (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно);
- положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).
Овладение указанными знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и использовать словесные обозначения в экспрессивной речи, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно - кинестетическим, зрительного и слухового анализаторов входе совершения различных видов деятельности ребёнка, направленные на активное познание окружающей действительности.
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно - игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений.
Формирующиеся пространственные представления находят своё отражение и дальнейшее развитие в предметно - игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.
Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.
1. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела. Проба Хэда:
- Подними правую руку.
- Подними левую руку.
- Прикоснись левой рукой к правому уху, дальше аналогично.
2. Усвоение ориентировок слева — справа.
Стихотворение В. Берестова.
Стоял человек на развилке дорог. Где право , где лево « понять' он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал той самой рукой , которой писал, . И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и пол подметал, «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево узнал ученик.
3. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой правой стороны). Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаём.
Знаем лево , знаем право.
И, конечно же, кругом.
Это правая рука.
Ох, наука нелегка !
«Стойкий оловянный солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
4. Уточнение пространственных взаимоотношений.
- стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
- по инструкции расположить предметы слева и справа от данного ;
- определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа ( «Я стою справа от Жени, а Женя -от меня.»);
- стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у сначала у себя , затем у товарища, левую руку, правую руку и т. д.
5. Игра «Части тела».
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
6. «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
1. «Соколиный глаз» - соревнование для опытных стрелков.
На листе бумаги нарисован лук со стрелами и яблоко. Нужно провести ровную прямую линию от лука до яблока не прерываясь и не отрывая руки от листа.
2. «Соревнование - стрельба по тарелочкам.»
На листе бумаги нарисован лук со стрелами и множество тарелок в разных направлениях. Нужно провести ровные прямые линии от лука до тарелочек не отрывая руки от листа.
3. «Попади карандашом в кружки» (А.Э. 'Симановский).
На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки.
Движение строго определено.
1-вариант: впервой строчке направление движения слева - направо, во второй строчке справа - налево.
П-вариант: в первом столбике направление движения сверху - вниз, во втором столбике снизу - вверх и т.д.
1. «Мышиные бега.» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова)
На листе бумаги контуры мышек, бегущих влево и вправо. Требуется раскрасить их в разные цвета.
2. «Полёт ласточек.» (О.И. Крушельнщкая, АН. Третьякова) Упражнение аналогичное «Мышиным бегам», но усложнено большим количеством и расположением ласточек.
1. «Машина едет по дороге» (А.Л. Ветер).
На листе бумаги нарисована дорога, которая может быть прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого - дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом.
Можно придумать множество аналогичных игр. Можно использовать для тренировок и прохождение простейших лабиринтов.
2.«Опытный водитель» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова)
3. «И снова за руль.» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова) Второе и третье задания аналогичны первому «Машина едет по дороге.»
4. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;
5. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;
6. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения - дополнительные упражнения, в которых необходимо
а) различить стороны листа; б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;
в) обвести контур рисунка;
г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.
7, Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.
1. Методика «Грибок». (О.И. Крушельнщкой, А.Н. Третьяковой) Методика представляет собой задание на дорисовывание картинки, изображающей грибок.
Перед ребёнком лежит лист бумаги с недорисованным грибом и карандаш. Логопед просит дорисовать рисунок.
2.Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной).
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
рисованием; умение точно выполнять требование ведущего (взрослого);
графические навыки.
1. Графический диктант. (О.И. Крушелъницкая, А.Н. Третьякова) Задание выполняется на листе в клетку. Ребёнок должен вести линию из точки так, как ему диктует ведущий. Например: 6 клеток вправо, 2клетки вниз и т. д. В заключении дети сравнивают свой рисунок с образцом.
2. Графический диктант «Вычерти орнамент» Д.Б. Элъконипа - А.Л. Венгера.
Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям ведущего. Ведущий диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.
3. Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
1. Ориентировка на листе бумаги:
Нарисуй в верхнем правом углу листа - солнце, в нижнем левом углу -цветок, в верхнем левом углу листа - тучку (облако), в нижнем правом углу -домик (ёлочку), по середине листа - бабочку (дождик).
Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого - красный.
2. Ориентировка в пространстве:
Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).
3. Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.
Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.
Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа: - Куда спрятался котенок? Откуда выскочил.
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно - кинестетическим, зрительного и слухового анализаторов входе совершения различных видов деятельности ребёнка, направленные на активное познание окружающей действительности.
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно - игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений.
Формирующиеся пространственные представления находят своё отражение и дальнейшее развитие в предметно - игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.
Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.
Как заниматься с ребенком?
Задание № 1
Цель: выявить понимание схемы собственного тела; пространственных отношений в группе реальных предметов, изображенных на картинке и предметно - игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.1. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела. Проба Хэда:
- Подними правую руку.
- Подними левую руку.
- Прикоснись левой рукой к правому уху, дальше аналогично.
2. Усвоение ориентировок слева — справа.
Стихотворение В. Берестова.
Стоял человек на развилке дорог. Где право , где лево « понять' он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал той самой рукой , которой писал, . И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и пол подметал, «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево узнал ученик.
3. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой правой стороны). Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаём.
Знаем лево , знаем право.
И, конечно же, кругом.
Это правая рука.
Ох, наука нелегка !
«Стойкий оловянный солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
4. Уточнение пространственных взаимоотношений.
- стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
- по инструкции расположить предметы слева и справа от данного ;
- определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа ( «Я стою справа от Жени, а Женя -от меня.»);
- стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у сначала у себя , затем у товарища, левую руку, правую руку и т. д.
5. Игра «Части тела».
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
6. «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
Задание №2
Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.1. «Соколиный глаз» - соревнование для опытных стрелков.
На листе бумаги нарисован лук со стрелами и яблоко. Нужно провести ровную прямую линию от лука до яблока не прерываясь и не отрывая руки от листа.
2. «Соревнование - стрельба по тарелочкам.»
На листе бумаги нарисован лук со стрелами и множество тарелок в разных направлениях. Нужно провести ровные прямые линии от лука до тарелочек не отрывая руки от листа.
3. «Попади карандашом в кружки» (А.Э. 'Симановский).
На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки.
Движение строго определено.
1-вариант: впервой строчке направление движения слева - направо, во второй строчке справа - налево.
П-вариант: в первом столбике направление движения сверху - вниз, во втором столбике снизу - вверх и т.д.
Задание №3
Цель: выявить понимание правого и левого направления в пространстве.1. «Мышиные бега.» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова)
На листе бумаги контуры мышек, бегущих влево и вправо. Требуется раскрасить их в разные цвета.
2. «Полёт ласточек.» (О.И. Крушельнщкая, АН. Третьякова) Упражнение аналогичное «Мышиным бегам», но усложнено большим количеством и расположением ласточек.
Задание №4
Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.1. «Машина едет по дороге» (А.Л. Ветер).
На листе бумаги нарисована дорога, которая может быть прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого - дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом.
Можно придумать множество аналогичных игр. Можно использовать для тренировок и прохождение простейших лабиринтов.
2.«Опытный водитель» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова)
3. «И снова за руль.» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова) Второе и третье задания аналогичны первому «Машина едет по дороге.»
4. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;
5. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;
6. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения - дополнительные упражнения, в которых необходимо
а) различить стороны листа; б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;
в) обвести контур рисунка;
г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.
7, Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.
Задание № 5
Цель: Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.1. Методика «Грибок». (О.И. Крушельнщкой, А.Н. Третьяковой) Методика представляет собой задание на дорисовывание картинки, изображающей грибок.
Перед ребёнком лежит лист бумаги с недорисованным грибом и карандаш. Логопед просит дорисовать рисунок.
2.Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной).
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что - то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".
Задание № 6
Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную срисованием; умение точно выполнять требование ведущего (взрослого);
графические навыки.
1. Графический диктант. (О.И. Крушелъницкая, А.Н. Третьякова) Задание выполняется на листе в клетку. Ребёнок должен вести линию из точки так, как ему диктует ведущий. Например: 6 клеток вправо, 2клетки вниз и т. д. В заключении дети сравнивают свой рисунок с образцом.
2. Графический диктант «Вычерти орнамент» Д.Б. Элъконипа - А.Л. Венгера.
Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям ведущего. Ведущий диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.
3. Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
Задание № 7
Цель: выявить понимание пространственных отношений «вверх-вниз», «сверху-снизу».1. Ориентировка на листе бумаги:
Нарисуй в верхнем правом углу листа - солнце, в нижнем левом углу -цветок, в верхнем левом углу листа - тучку (облако), в нижнем правом углу -домик (ёлочку), по середине листа - бабочку (дождик).
Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого - красный.
2. Ориентировка в пространстве:
Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).
3. Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.
Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.
Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа: - Куда спрятался котенок? Откуда выскочил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий