Выбор книги для малыша - процесс ответственный. На какие важные моменты необходимо обратить внимание?
Первое — это содержание. Конечно же, оно зависит от возраста детей.
Для детей 2-3 лет большое значение имеет поэзия малых форм (фольклорная и авторская) - потешки, прибаутки, короткие стихи А. Барто, С. Маршака и др.
Малышам также нужны известные народные сказки. Сказка должна быть короткой, имеющей простой, понятный малышу, но яркий сюжет. Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дает детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего мира, помогает не только запоминанию, но и проживанию, присвоению. Самые первые классические детские сказки («Колобок», «Репка», «Теремок») построены на повторении одних и тех же фрагментов. В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.
Несколько позже (в 4-5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки - Ш. Перро, X. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на оформление, но и на качество текста (т.е. перевода). Дело в том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Все это затрудняет понимание, а значит, делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова или упрощать слишком взрослый текст. Изложение сказки должно быть увлекательным и совершенно доступным детям, т.е. иметь простую лексику, короткие предложения, явную интригу (тайну, загадку, которая разрешается в конце). И, конечно же, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка становится все более любимой и своей. Ребенок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события. Все это помогает усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое Я.
Дошкольникам важно читать также рассказы познавательного содержания - о животных, явлениях природы, разных приключениях и пр. Однако при этом следует учитывать возрастные особенности дошкольников — их потребности и возможности. Это возраст высокой познавательной активности, его иногда называют «возрастом вопросов» или «возрастом почемучек». Вопросы 4—5-летнего ребенка поражают взрослого своей неожиданностью. Ответить на эти вопросы и поддержать познавательную активность детей могут помочь книжки. При этом нужно помнить, что в дошкольном возрасте дети (даже современные) познают мир в основном наглядно-образным путем. Они строят образы на основе своего опыта, связывают их и создают свою картину мира. Поэтому им вовсе не обязательно давать научные понятия и естественно-научные обоснования устройства мира. Не стоит также перегружать детей анатомическими и физиологическими подробностями организма человека или животных (как это делается в некоторых современных изданиях). Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают.
Их интересуют сведения о том, какие бывают звери и птицы, где они живут, что едят, какие у них бывают родственные отношения и пр. Именно эту информацию могут дать познавательные книжки. Здесь опять же важны доступность и простота изложения познавательного материала.
И, конечно же, представить и усвоить все это помогают картинки. Книжки для дошкольников обязательно должны быть с картинками. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают проникнуть в содержание текста и понять его. Картинка в детской книжке— это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и присвоения текста. Поэтому, выбирая книжку для ребенка, нужно обязательно оценить качество иллюстраций. Они должны быть большими, реалистичными, узнаваемыми ив то же время условными. Это не должны быть фотографии или натуралистические изображения, но именно картинки, передающие целостный образ персонажа или события. Важно, чтобы картинки располагались в нужном месте. Дети как бы читают содержание текста по картинкам, изображение является для них зрительной опорой для восприятия и понимания происходящего. Поэтому картинки должны быть расположены рядом с тем текстом, который они иллюстрируют.
Главное требование при выборе книги для дошкольника – это соответствие возрасту содержания и оформления издания, тогда общение с книгой доставит истинное наслаждение и Вам, и Вашему ребёнку.
Первое — это содержание. Конечно же, оно зависит от возраста детей.
Для детей 2-3 лет большое значение имеет поэзия малых форм (фольклорная и авторская) - потешки, прибаутки, короткие стихи А. Барто, С. Маршака и др.
Малышам также нужны известные народные сказки. Сказка должна быть короткой, имеющей простой, понятный малышу, но яркий сюжет. Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дает детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего мира, помогает не только запоминанию, но и проживанию, присвоению. Самые первые классические детские сказки («Колобок», «Репка», «Теремок») построены на повторении одних и тех же фрагментов. В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.
Несколько позже (в 4-5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки - Ш. Перро, X. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на оформление, но и на качество текста (т.е. перевода). Дело в том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Все это затрудняет понимание, а значит, делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова или упрощать слишком взрослый текст. Изложение сказки должно быть увлекательным и совершенно доступным детям, т.е. иметь простую лексику, короткие предложения, явную интригу (тайну, загадку, которая разрешается в конце). И, конечно же, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка становится все более любимой и своей. Ребенок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события. Все это помогает усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое Я.
Дошкольникам важно читать также рассказы познавательного содержания - о животных, явлениях природы, разных приключениях и пр. Однако при этом следует учитывать возрастные особенности дошкольников — их потребности и возможности. Это возраст высокой познавательной активности, его иногда называют «возрастом вопросов» или «возрастом почемучек». Вопросы 4—5-летнего ребенка поражают взрослого своей неожиданностью. Ответить на эти вопросы и поддержать познавательную активность детей могут помочь книжки. При этом нужно помнить, что в дошкольном возрасте дети (даже современные) познают мир в основном наглядно-образным путем. Они строят образы на основе своего опыта, связывают их и создают свою картину мира. Поэтому им вовсе не обязательно давать научные понятия и естественно-научные обоснования устройства мира. Не стоит также перегружать детей анатомическими и физиологическими подробностями организма человека или животных (как это делается в некоторых современных изданиях). Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают.
Их интересуют сведения о том, какие бывают звери и птицы, где они живут, что едят, какие у них бывают родственные отношения и пр. Именно эту информацию могут дать познавательные книжки. Здесь опять же важны доступность и простота изложения познавательного материала.
И, конечно же, представить и усвоить все это помогают картинки. Книжки для дошкольников обязательно должны быть с картинками. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают проникнуть в содержание текста и понять его. Картинка в детской книжке— это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и присвоения текста. Поэтому, выбирая книжку для ребенка, нужно обязательно оценить качество иллюстраций. Они должны быть большими, реалистичными, узнаваемыми ив то же время условными. Это не должны быть фотографии или натуралистические изображения, но именно картинки, передающие целостный образ персонажа или события. Важно, чтобы картинки располагались в нужном месте. Дети как бы читают содержание текста по картинкам, изображение является для них зрительной опорой для восприятия и понимания происходящего. Поэтому картинки должны быть расположены рядом с тем текстом, который они иллюстрируют.
Главное требование при выборе книги для дошкольника – это соответствие возрасту содержания и оформления издания, тогда общение с книгой доставит истинное наслаждение и Вам, и Вашему ребёнку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий